Чем занимается социальный педагог в школе

Чем занимается социальный педагог в школе

Обычно в школе родители и дети общаются только с учителем и представителями администрации (директором и его заместителями по учебной части). Но для того, чтобы процесс обучения и воспитания был более успешный, в школе еще есть психолог, социальный педагог, инженер по технике безопасности и завуч по воспитательной работе. Часто родители даже не знают, что входит в их должностные обязанности и с какими вопросами они могут к ним обращаться за помощью.

В этой статье рассмотрим, что делает социальный педагог и какие у него обязанности в школе.

Кто такой социальный педагог в школе?

Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями.

Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей.

Работа социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

  • детьми «группы риска»;
  • родителями;
  • правоохранительными органами;
  • социально-незащищенными семьями учащихся;
  • педагогическим коллективом.

Должностные обязанности социального педагога в школе

Основными функциями, от которых зависит, чем занимается социальный педагог, являются:

  • создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов;
  • организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
  • осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»
  • защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости
  • формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
  • оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
  • представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
  • организация профилактики употребления психоактивных веществ.

Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:

  • быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, милиции);
  • собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику;
  • отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
  • вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.

Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:

  • социализации подростков;
  • профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • пропаганде здорового образа жизни;
  • организации свободного времени: кружками, занятиями спортом, привлечением к волонтерскому делу или участием в социальных проектах.

Деятельность социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, детям очень нужна социально-психологическая помощь.

Социальный педагог школы

Ситникова Ольга Юрьевна

График работы: Пон. — Пят. с 09.00 до 18.00, Суб. 09.00 — 14.00

Контактный телефон: 353-57-72

Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе, создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка.

Читайте также:  Дом без технического этажа

Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.

Основные направления работы социального педагога

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
  • Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
  • Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
  • Участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Взаимодействие с органами правопорядка.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.

Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Работа с детьми группы риска

Функции социального педагога

  • аналитическая (изучение условий жизни ребенка, семьи, социального окружения; выявление влияния окружающей среды на развитие ребенка, а также различного рода проблем;установление причин),
  • прогностическая (определение перспектив процесса развития и воспитания ребенка),
  • коррекционная (коррекция влияний на ребенка как со стороны семьи, так и социальной среды),
  • профилактическая (предупреждение отклоняющегося поведения у детей; организация мер социального оздоровления семьи; своевременное оказание правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска),
  • охранно-защитная (защита прав и интересов личности; содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные действия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты),
  • психотерапевтическая (забота о душевном равновесии ребенка; помощь в разрешении конфликтов),
  • посредническая (осуществляет связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением и органами социальной защиты).

Социальный педагог работает с различными категориями населения:

  • Малообеспеченными, многодетными семьями.
  • Семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • С учащимися, состоящими на учете в ПДН, КДН, внутри школы, в "группе риска".
  • С детьми-сиротами.
  • С детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями.

Ведется также активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.

ПДН полиции № 8 Кировского района, ул. Петухова,д. 57, эт. 5 т. 232-16-11

КДН Администрации Кировского района, ул. Петухова, д.18 к. 217 т. 227-48-70

Комплексный центр соц. населения, ул. Сиб. — Гвардейцев, 59. т. 342-96-63

Городской центр образования и здоровья "Магистр" ул. Дм.Шамшурина, д. 6 т.222-26-10, ул. Паласса, д. 28 т. 342-92-71, 349-03-65

Центр психолого — педагогической поддержки молодежи "Пеликан", ул. Зорге, д. 42 т.342-07-93, ул. Сиб. — Гвардейцев, д. 3 т. 315-41-13

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какую помощь может оказать социальный педагог в школе?

Социальный педагог фактически есть в каждой школе. Сфера деятельности такого специалиста в школе подразумевает под собой работу с детьми и подростками с девиантным поведением, поведением, нарушающим Устав школы, семьями, которые находятся в социально-опасном положении. Если учащийся или семья обучающегося испытывают сложности адаптации в социуме, то с такими «сложными» детьми и семьями должен будет работать социальный педагог. Проявления различного рода зависимостей у обучающихся, совершение правонарушений вне школьных рамок также могут служить основанием для начала работы с такими детьми именно с социальным педагогом. Дети, которые плохо понимают нормы социального поведения, не выполняют их нуждаются в помощи именно социального педагога.

Нормативная база, которая закрепляет полномочия социального педагога в образовательном учреждении:

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)».

Читайте также:  Можно ли вернуть деньги с транспортной карты

5. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением).

Каким образом в школе организована работа социального педагога с детьми?

Школа — это место, где обучаются дети из различных семей, с разным воспитанием, уровнем развития, поведенческими особенностями. Социально-психологическая служба школы призвана сгладить трудности адаптации и социализации учащихся.

Для этого в школе социальный педагог ведет учет несовершеннолетних, которые не посещают школу или систематически пропускают занятия по неуважительным причинам. В школе социально-психологическая служба должна разработать программы, направленные на формирование законопослушного поведения, оказывать помощь семьям, которые находятся в социально-опасном положении. Также социальный педагог осуществляет защиту прав несовершеннолетнего в пределах своей компетенции, не нарушая или ущемляя права детей (ст.14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Социальный педагог осуществляет свою деятельность путем индивидуальной работы с детьми и подростками, с привлечением других специалистов, родителей, администрации школы. Возможна организация тренинговых занятий, индивидуальных бесед, тестирования, создания групп поддержки.

Можно привести пример алгоритма действий социального педагога в отношении обучающихся пропускающих занятия без уважительной причины. После того как выяснилось, что обучающийся не посещает школу, то обязательно необходимо побеседовать с родителями, затем провести диагностику и индивидуальную работу с обучающимся. Следующий шаг будет постановка на внутришкольный учет. После этого совместная профилактическая и просветительская работа с советом по профилактике, КДН и ЗП, органов опеки и попечительства.

Если семья обучающегося неблагополучная, то алгоритм работы социального педагога с семьей обучающегося будет несколько иной. Для начала необходимо изучить социально-опасную семью, затем исследовать жилищные условия семьи. После этого познакомиться с членами семьи, изучить причины неблагополучия, составить карту семьи. В конце составить план работы с неблагополучной семьей.

Может ли социальный педагог посещать семьи и исследовать жилищно-бытовые условия учащихся?

Социальный педагог может лишь поинтересоваться общей обстановкой в семье. Заходить в квартиру, перемещаться по ней без разрешения родителей обучающегося не имеет права. Обследование квартиры должно проходить в рамках комиссии по исследованию жилищно-бытовых условий. Такая комиссия формируется для выявления неблагополучных семей. Далее составляется акт исследования условий, указываются члены комиссии и необходимыми являются их подписи.

Обязанности социального педагога

Если обратиться к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей работников образования», то можно понять, что именно входит в обязанности данного педагогического работника. Список обязанностей достаточно объемный.

Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.

Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни.

Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

Выступает посредником между обучающимися и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся.

Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

Читайте также:  Больничный на мужа если мама в декрете

Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.

Социальный педагог должен использовать в своей работе методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, социально-педагогической диагностики конфликтов, коррекции и снятия стрессов.

Стоит отдельно отметить работу социального педагога с обучающимися с девиантным поведением

Целью такого учета является накопление данных о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением для их использования в индивидуальной профилактической работе.

Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением может приниматься как единолично руководителем образовательной организации, так и коллегиальным органом управления образовательной организации. Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами образовательных организаций.

Решение руководителя образовательной организации либо решение коллегиального органа управления образовательной организации по вопросу организации индивидуальной профилактической работы с лицами, а также постановки на учет оформляется в форме заключения.

На основании указанного заключения, утвержденного руководителем образовательной организации, на учет могут быть поставлены следующие категории несовершеннолетних:

а) не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин, неуспевающие по учебным предметам;

б) участвующие в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;

в) допускающие неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением с учета могут являться:

а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации);

б) окончание обучения в образовательной организации;

в) перевод в иную образовательную организацию;

г) достижение возраста 18 лет;

д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении).

Учет может вестись социальным педагогом в форме банка данных, картотеки, журналов учета и иных формах, определяемых локальными нормативными актами образовательной организации.

Данные формы учета предполагают отражение, в том числе, информации о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета.

Ссылка на основную публикацию
Хищение средств в особо крупном размере
При составлении иска в суд иногда бывает сложно сформулировать суть дела, не путаясь в юридических терминах. Как определить понятие «хищение»,...
Федеральный закон об ипотечном кредитовании
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге недвижимости)" С изменениями и дополнениями от: 9 ноября 2001...
Федеральный закон об ответственном обращении с животными
Статья 13. Требования к содержанию домашних животных 1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию...
Хищение тмц на предприятии
Случаи выявленного хищения попадают в сферу действия КоАП и уголовного права. Уголовный кодекс в ст. 158 оговаривает, что в качестве...
Adblock detector