Специалист по обеспечению безопасности дорожного движения

Специалист по обеспечению безопасности дорожного движения

Если у организации на балансе есть служебный автомобиль и он используется в хозяйственной деятельности, нужен сотрудник, который будет за него отвечать. Специалист по БДД обязанности несет в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. Мы расскажем, что именно требуется от занимающего эту должность.

Законодательная база

Часть 2 упомянутой статьи гласит: если компания применяет в работе транспортное средство, она обязана иметь в штате сотрудника, который возьмет на себя обязанности ответственного по БДД. Это может быть:

  • специалист в этой сфере;
  • инженер по БДД;
  • сотрудник, занимающий другую должность, но взявший на себя эти функции по совместительству.

Квалификационные требования можно найти в части 16 Приказа Минтранса № 287 от 28.09.2015. Там же указано, что он должен знать и уметь. Опираясь на пункт 16.2, можно сформулировать и обязанности ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Кто может занять должность

Как следует из выше обозначенного нормативно-правового акта, это должен быть специалист с высшим образованием. Если он прошел обучение по направлению «Техника и технология наземного транспорта», то достаточно пройти аттестацию и подтвердить свою профпригодность.

Если же образование у сотрудника по другой специальности, сначала ему придется пройти профпереподготовку в объеме не менее 250 часов. Только после этого можно переходить к аттестации. Требований относительно продолжительности работы в Приказе нет.

Должностные обязанности специалиста по БДД на предприятии

Пункт 16.2 Приказа содержит перечень того, что он должен уметь. Соответственно, все это он и будет осуществлять в процессе трудовой деятельности.

Работу этого специалиста можно охарактеризовать как организационно-координационную. Это и агитация по предупреждению аварий, и информирование водителей и инженеров о состоянии транспорта, и стажировки шоферов-новичков.

Обязанности специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения, включают в себя также разработку:

  • мероприятий по предотвращению ДТП;
  • отчетов об их проведении и полученных результатах;
  • проектов внутренних нормативных актов;
  • материалов для инструктажей водителей.

На этого сотрудника возлагаются функции контроля соблюдения водителями режима труда и отдыха, прохождения ими медосмотров. Также он проводит анализ причин произошедших аварий и формулирует предложения по снижению негативной динамики.

Должностные обязанности ответственного за БДД на предприятии следует закрепить в инструкции. Также там нужно указать меры его ответственности. Так, например, его аттестацию могут аннулировать в случае доказанной вины в произошедшем ДТП.

Наверное, чаще всего от клиентов мы слышим такой вопрос: «А если у нас вот совсем маленькая организация, 5-7-15 единиц техники, и перевозки не являются нашим видом деятельности, а просто для работы используется техника, то вот этот ответственный БДД — его обязательно назначать, да? И кто еще нужен, кроме него, какие еще нужны «корочки»? А то везде звоним и везде разное говорят».

Читайте также:  На почту пришло письмо о зачислении денег

Если коротко – обученный и аттестованный в УГАДН специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации (или специалист БДД) нужен всем без исключения перевозчикам, а также всем без исключения организациям и ИП – владельцам грузового транспорта и автобусов (согласно последней, от 30.10.2018, редакции Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу 30 декабря 2018 года).

Да, специалист БДД нужен, даже если организации (или ИП) — владельцы грузовых автомобилей или автобусов — используют транспорт исключительно для собственных нужд.

Если же у организации или ИП на балансе только легковые автомобили, и используются исключительно для своих нужд, то ответственный за БДД в данном случае не нужен.

Давайте еще раз: деление на тех, кому нужен ответственный за БДД, а кому нет, проходит не по количеству автомобилей или величине организации, а частично по видам деятельности (для себя перевозятся грузы или пассажиры, или по договору перевозки), и по видам автомобилей – если у организации (или ИП) в собственности грузовой автомобиль или автобус, то такую организацию (или ИП) касаются все требования как статьи 20 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так и спецактов Минтранса.

Почему все так сложно и запутано с этими требованиями к специалисту БДД

Причин для путаницы в этом вопросе много: требования к тому же ответственному за БДД описаны в приказе Минтранса № 287, при этом название его очень четко сформулировано «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Про «неперевозчиков» ничего тут не сказано, и отдельного приказа с квалификационными требованиями для работников «неперевозчиков» не было.

Соответственно, проверяющие трактовали эти требования приблизительно так: раз есть только такие требования, значит, их должны выполнять все. Организации, конечно же, трактовали в свою пользу – раз мы не являемся перевозчиками, то и не надо оно нам. А судебная практика периодически склоняется то в одну, то в другую сторону. Точнее, склонялась изначально в пользу субъектов предпринимательской деятельности, но в 2017 году Верховный суд поставил точку – не в их пользу.

Читайте также:  Рукописная доверенность на получение документов образец

Потом ситуация изменилась – Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон о безопасности дорожного движения» № 398-ФЗ был принят, одобрен, подписан и 21 декабря 2018 года вступает в силу. Согласно редакции 20 декабря 2017 года уравняли в требованиях вообще всех – как имеющих на балансе один легковой автомобиль, так и транспортные компании с огромным автопарком.

А дальше, чтобы запутать уже всех окончательно, 30 октября 2018 года его отредактировали, но в этот раз получился более, скажем так, справедливый вариант – неперевозчики, использующие исключительно легковой транспорт исключительно для своих нужд, освобождены от требования назначать ответственного за БДД, проводить ежегодное обучение водителей, обучать контролера и диспетчера, и от прочих требований, которые перечислены в п.2 статьи 20 196-ФЗ редакция 31.10.2018г

А полный перечень необходимого или так называемый чек-лист для проверки — Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 сентября 2017 г. N ВБ-883фс, можно скачать здесь .

Специалист по БДД — человек, отвечающий за предупреждение ДТП, за безопасность во время эксплуатации автотранспорта, техническое состояние ТС, подготовку персонала. Профессия подходит тем, кого интересует обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

В штате каждого предприятия, которое занимается любыми типами перевозок, должен числиться специалист (инженер) по БДД. Такой сотрудник должен иметь высшее техническое образование, а также перед началом работы он обязан пройти аттестацию. Это руководящая должность, ведь инженеру подчиняются и водители, и диспетчеры, и другие сотрудники, а он передает отчеты непосредственно руководителю компании.

Описание профессии

Должностная инструкция специалиста обязывает его выполнять следующий спектр работ:

  • выезд на место ДТП для оказания помощи, оформления документов;
  • оказание юридической помощи сотрудникам компании, которые попали в ДТП;
  • проведение анализа для выявления причин, из-за которых произошло ДТП;
  • прохождение ГТО ТС и регистрация ТС;
  • ведение журнала инспекций, необходимой документации;
  • проверка качества исполнения водителями, диспетчерами и другими сотрудниками должностных инструкций;
  • проведение консультаций, лекций и инструкций, направленных на предупреждение ДТП.

Обязанностей у этого специалиста очень много, ведь он должен ежедневно проверять и осматривать автомобили, которые будут выезжать на работу. Специалист следит за тех. состоянием автомобилей в течение года, а также отвечает за то, чтобы машины вовремя прошли ТО, своевременно ремонтировались, находились в хорошем состоянии.

Читайте также:  Какая продолжительность еженедельного непрерывного отдыха работающих

Часто он занимается не только транспортными средствами, но и отвечает за организацию охраны труда. От технического состояния ТС зависит жизнь водителей, пассажиров и пешеходов, поэтому на инженера по БДД возлагается огромная ответственность.

Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения, должен каждую минуту помнить о том, что его ошибки приведут к тому, что компания, в которой он работает, понесет материальные убытки. Любое несоблюдения правил и должностной инструкции карается штрафами, выговорами, проверками.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Официальное трудоустройство.
  2. Нормированный рабочий день.
  3. Обязанностей много, но работа неутомительная.
  4. Средняя заработная плата, к которой могут прибавляться премии.
  5. Руководящая должность.
  6. Много свободных рабочих мест в любом регионе России.

Минусы

  1. Работа нервная и ответственная.
  2. Перспектив карьерного роста нет.
  3. Остается мало времени на самообразование.
  4. Необходимо долго учиться, чтобы освоить эту профессию.
  5. Работа с большим количеством людей, которых нужно ежедневно контролировать и проверять.
  6. Много должностных обязанностей.
  7. Материальная ответственность.
  8. Без стажа работы до 3 лет трудоустроиться практически невозможно.

Важные личные качества

  1. Ответственность.
  2. Умение руководить большим количеством людей.
  3. Коммуникабельность.
  4. Строгость.
  5. Пунктуальность.
  6. Инициативность.
  7. Решительность.
  8. Организаторские способности.
  9. Умение сохранять спокойствие при любых ситуациях.

Этот специалист должен уметь руководить и проявлять жесткость при принятии решений, в противном случае коллектив не будет слушать его.

Обучение на специалиста по БДД

Если вы желаете работать в этой сфере, то начать стоит с получения высшего технического образования. Специалисты этой категории подают документы в вузы с направлением подготовки «Техника и технологии наземного транспорта». Выпускник проходит аттестацию, получая разрешение на работу в рассматриваемой сфере.

Аттестацию необходимо проходить после каждых 5 лет работы, срок обучения зависит от выбранной программы и базового высшего образования. Заметим, что аттестация может быть проведена раньше в том случае, если на предприятии, где работает инженер по БДД, нарушаются правила безопасности при эксплуатации автотранспорта.

Если образование непрофильное, то в обязательном порядке необходимо проходить курсы переподготовки. На этом этапе специалист либо сам подает документы на обучение, либо же его направляет компания, в которой он работает.

Ссылка на основную публикацию
Составить проект перепланировки квартиры
Что такое проект перепланировки? Проект перепланировки и/или переустройства – это обязательный документ, необходимый для получения разрешения на перепланировку. Проект необходим...
Согласие на продажу комнаты в коммунальной квартире
Комнаты в коммунальных квартирах, с точки зрения финансового вопроса, наиболее дешевый, простой и доступный способ получить собственное жилье. Однако продать...
Согласие на раздел земельного участка образец
Тип документа: Разное Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания. Размер файла...
Составить протокол допроса свидетеля
ГАРАНТ: См. данную форму в редакторе MS-Word Приложение N 11к приказу Федеральной налоговой службыот 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@...
Adblock detector