Сроки рассмотрения сообщения о преступлении упк рф

Сроки рассмотрения сообщения о преступлении упк рф

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

Читайте также:  Номер телефона председателя садоводческого товарищества

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Комментарий к СТ 144 УПК РФ

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Комментарий к статье 144 УПК РФ:

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. ч. 1 — 4 ст. 144, ст. 146, ч. ч. 2 — 4 ст. 147) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144, ч. 1 ст. 147, ст. ст. 318 — 319).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя СО). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" ). Прокурор уполномочен проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Ведомственные приказы предписывают ему проводить такие проверки не реже одного раза в месяц .

См.: пункт 1.3 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия".

На основе межведомственных типовых положений приняты внутриведомственные нормативные акты, детально регулирующие прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях или происшествиях в различных органах следствия и дознания.

———————————
См.: Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // РГ. 2006. 25 янв. См. также: Приказ Следственного комитета РФ от 03.05.2011 N 72 "О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации".

3. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также ком. к ст. 157.

4. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией в соответствующих книгах (в ОВД и ФСКН — книге учета сообщений о преступлениях, в ФСБ — книге N 1 регистрации сообщений о преступлениях и т.д.). Регистрация обычно фиксируется проставлением специального штампа, указанием даты, порядкового номера регистрационной записи и подписи лица, осуществившего регистрацию, а также выдачей заявителю талона-уведомления.

Читайте также:  Покупка одной компании другой

5. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации запрещена.

Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела (передачи сообщения по подследственности), то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия — собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств — истребования и принятия представленных предметов и документов (см. ком. к ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. В силу того что исследование трупов, предусмотренное ч. 1 ком. статьи, не может подменять собой судебно-медицинскую экспертизу (производимую после возбуждения уголовного дела), оно может производиться лишь при отсутствии признаков преступления, в т.ч. криминальных причин смерти.

Проведение аналогичных проверочных действий помимо УПК предусматривается ФЗ о прокуратуре (ст. 6), ФЗ о ФСБ (ст. 13), ФЗ о полиции (п. п. 3 — 5 ч. 1 ст. 13) и др. нормативными актами. По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент принуждения минимален, осмотра трупа (ч. 4 ст. 178) и освидетельствования (ч. 1 ст. 179).

При применении положений ч. 1 ком. статьи о праве давать органу дознания поручение о проведении ОРМ следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. О поручении следователя также см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

6. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново — с момента получения сообщения другим органом расследования.

7. Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). Поводом к возбуждению дела необходимо считать первоначальный рапорт о том, что в СМИ опубликована информация о признаках совершенного преступления, а если прокурор (руководитель СО) по своей собственной инициативе дал поручение о проведении проверки публикации, то поводом должно считаться это поручение, которое может рассматриваться как постановление прокурора в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК.

8. Срок проверки сообщения о преступлении продлевается, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения в порядке ст. 145 УПК.

9. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допускается только при наличии данных, подтверждающих необходимость производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, и отсутствии признаков преступления — основания для возбуждения уголовного дела. Необоснованное увеличение срока проверки ведет к подмене стадией возбуждения дела стадии предварительного расследования. Если по истечении срока проверки осталось неясным, есть признаки преступления или их нет, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанного на вероятных данных). Непринятие решения в установленные сроки приравнивается к сокрытию преступления от учета (п. 2.9 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29.12.2005).

10. Документом о принятии заявления служит талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у уполномоченного сотрудника правоохранительного органа (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях).

11. Отказ в принятии заявления к своему производству предусмотрен только по делам частного обвинения (ч. 1 ст. 319 УПК). Отказ оформляется постановлением мирового судьи и может быть обжалован в апелляционном порядке (гл. 43 УПК). Подробнее об этом см. ком. к ст. 319.

12. Заявление по делу частного обвинения проверяется и разрешается в особом порядке. По общему правилу заявления по делу частного обвинения подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (см. ком. к ст. 318). Однако заявитель не обязан давать точную квалификацию деяния. Он может предполагать о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления по делам частного обвинения должны быть приняты и зарегистрированы органами уголовного преследования в общем порядке. По заявлению о преступлении частного обвинения может быть проведена проверка по правилам ст. 144 в целях установления признаков преступления публичного обвинения или предусмотренных ч. 4 ст. 20 обстоятельств: зависимого или беспомощного состояния потерпевшего либо иных причин, по которым потерпевший не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором потерпевшему неизвестны (Постановление КС РФ от 27.06.2005 N 7-П). Если в соответствии с ч. 4 ст. 20 уголовное дело частного обвинения возбуждается органом публичного уголовного преследования, то оно переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание дознавателем ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) или по указанию прокурора — предварительное следствие (ч. 4 ст. 150). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).

Каждое заявление о противоправном деянии должно быть принято и рассмотрено компетентными в данном вопросе органами в срок, установленный действующим законодательством. Порядок рассмотрения содержит в себе ст 144 УПК РФ. Она будет детально рассмотрена в этой статье.

О чем гласит статья 144 УПК?

В статье 144 УПК РФ детально описан порядок рассмотрения сообщения о преступлении, совершенном или готовящемся, а именно:

  • сроки возбуждения производства;
  • сроки вынесения постановления о начале уголовного производства;
  • порядок действий должностного лица, которому поручено проверить полученное сообщение.

Описанный в статье порядок является обязательным. Его нарушение влечет за собой возможность признания, принятого должностным лицом решения неправомерным. Порядок обжалования решения должностного лица также содержится в рассматриваемой статье.

Основные положения

144 статья состоит из 9 частей. Характеристика первой части включает в себя пункты:

  1. Органы дознания и следствия обязаны принимать и проверять каждое сообщение о готовящемся или совершенном противоправном действии. Если в сообщении говорится о преступлении, которое относится к их подследственности, то они также обязаны принять решение по заявлению в течение установленного настоящим кодексом срока.
  2. По существующим правилам сроки возбуждения уголовного дела или отказа равны 72 часам с момента поступления сообщения.
  3. Осуществляя проверку полученного сообщения, должностные лица имеют право брать объяснения, получать образцы различных материалов для исследования, истребовать документы и предметы, предположительно способные выступать в качестве вещественных доказательств, изымать их в соответствии с порядком, предусмотренным УПК, назначать экспертизы, принимать непосредственное участие в их проведении, получать заключения экспертов, выполнять осмотр мест, бумаг, вещей, трупов, а также требовать проведение проверок.
  4. Помимо прочего, органы следствия и дознания имеют право привлекать к участию перечисленных действий различных специалистов и служащих МВД разного уровня.

Принимающим участие в производстве указанных действий, выполняемых при проверке сообщения о преступлении лицам, должны быть детально разъяснены их права и обязанности, которые предусмотрены настоящим кодексом. Обязанность соблюдения этих прав, в части проводимых процессуальных действий, возложена на должностное лицо, отвечающее за проверку сообщения о готовящемся или совершенном противоправном действии.

Читайте также:  Призыв в армию увольнение с работы

В частности, это касается прав, затрагивающих интересы лиц, привлеченных к проведению проверки. Лицо вправе не давать показания против себя и близких родственников, пользоваться услугами защитника, подавать жалобы на действие или бездействие следователей и дознавателей.

В ряде случаев лицо, принимающее участие в проверке сообщения, может предупреждаться о недопустимости разглашения полученной им в ходе проведения процессуальных действий информации. При наличии необходимости безопасность участника проверки сообщения о противоправном действии может быть обеспечена в соответствии со статьей 166 настоящего кодекса.

Полученные в ходе проведения проверки данные могут быть использованы как материалы доказательной базы, при условии соблюдения 75 и 89 статей УПК. Если дело будет возбуждено, то потерпевшая сторона и защитник вправе потребовать проведения повторных изысканий касательно указанных доказательств. Подобное ходатайство не может быть отклонено.

Описание других частей статьи 144:

  • Проверка сообщения о противоправном действии, распространенного СМИ, производится по поручению прокурора. Редакция СМИ обязана передать в распоряжение следственного органа все имеющиеся материала, которые подтверждают сообщение. Передаче также подлежат данные субъекта, предоставившего СМИ указанную информацию. Исключением являются случаи, когда лицо поставило условие о передачи данных в анонимном порядке.
  • Мотивированное ходатайство следственного органа или дознавателя является основанием продления сроков вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или отказе в выполнении сего процессуального действия на 10 суток. Если имеется необходимость проведения проверок, экспертиз, ревизий, а также оперативно-розыскных мероприятий, то сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела могут быть продлены до 30 суток.
  • Заявившее лицо получает на руки документ о принятии сообщения. В этом документе содержатся данные о лице, принявшем заявление, а также дата и время.
  • Отказ в приеме заявления может быть обжалован путем обращения в прокуратуру или суд. Порядок обжалования регламентирован статьями 124 и 125 УПК РФ.
  • Заявления по делам частного обвинения рассматриваются судом в соответствии с положениями 318 статьи УПК РФ.
  • При поступлении сообщения о противоправных действиях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК, следователь перенаправляет полученную информацию в налоговый орган, который в свою очередь проводит камеральную проверку и оповещает следствие о ее результатах.

  • Результат рассмотрения материалов, направленных следственным органом в порядке, предусмотренном 7 частью данной статьи, должен быть сообщен в течение 15 суток. Налоговый орган может дать ответ 3 видов: имеет место нарушение налогового законодательства, в отношении лица ведется проверка, признаки преступления отсутствуют.
  • Уголовные дела по статьям 198-199.1 при наличии достаточных оснований возбуждаются после получения ответа из налогового органа, но не позже чем через 30 дней с момента поступления заявления.

Сообщение о преступлении УПК РФ поясняет отправной точкой в уголовном процессе, а его проверка (ст. 144 УПК РФ), это уже второй этап разбирательства, на котором принимается решение о возбуждении дела и начале преследования.

В каких случаях применимы положения ст. 144?

Положения рассматриваемой статьи УПК применимы во всех случаях, когда имело место получение повода к возбуждению дела, то есть:

  • имеется явка с повинной;
  • подано устное или письменное заявление о совершенном или готовящемся противоправном действии;
  • прокурор выделил материалы для проведения проверки;
  • представитель юстиции получил данные о преступлении из иных источников.

По закону проверка анонимных устных и письменных заявлений не осуществляется, так как такие сообщения не могут стать поводом. На практике все обстоит иначе. Если имело место получение анонимного сообщения о совершении тяжкого преступления, то оно, как правило, проверяется.

При этом анонимное заявление может стать поводом к возбуждению дела по факту сообщения заведомо ложной информации. В этом случае заявление выступает в качестве вещественного доказательства, и должностное лицо должно принять меры, направленные на сохранение различных улик, например, если речь идет о письменном сообщении, то на нем могли сохраниться отпечатки пальцев и иные следы.

Комментарии к статье

Наиболее существенные комментарии к рассматриваемой статье таковы:

  • Рассматриваемая статья регламентирует предварительную проверку сообщения о противоправном действии, относящегося к делам частного, частно-публичного и публичного обвинения.
  • Обязанность принимать, регистрировать и проверять сообщения, возложена на органы уголовного преследования, а именно дознание и следствие, а также руководителей этих структур. В то же время принять сообщение в ряде случаев имеет право любой сотрудник МВД, находящийся при исполнении.
  • Заявление должно быть принято независимо от вида противоправного действия, степени его тяжести, времени и места совершения. Если при проведении проверки выяснится, что противоправное действие не подследственно конкретному органу, то все материалы должны быть перенаправлены должностным лицам или структурам МВД, имеющим соответствующую компетенцию.
  • Любое сообщение о преступлении регистрируется соответствующим образом. Как правило, регистрация заключается в постановлении специального штампа с указанием регистрационного номера и даты поступления. Заявителю выдается талон.
  • Проверка заявления осуществляется с учетом правил, перечисленных в 87 статье УПК. Следователь или дознаватель не имеет права проводить проверку без регистрации сообщения.
  • Проверка должна быть завершена в течение 72 часов. По ее завершению должностное лицо может принять несколько решений: возбудить дело, отказать в возбуждении, перенаправить материалы дела в орган, имеющий соответствующую подследственность. В последнем случае срок исчисления 72 часов начинается заново.
  • Факт распространения СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела. Данное сообщение должно быть обнаружено представителем органа преследования и оформлено рапортом. Именно он считается поводом к возбуждению. Поводом может стать и постановление прокурора, обнаружившего подобную публикацию в СМИ.

Сроки предварительно проверки могут быть увеличены, если имеются мотивированные обоснования того, что за 72 часа невозможно провести все требуемые действия.

  • Продление срока до 30 суток допустимо лишь в случае наличия данных, которые подтверждают необходимость проведения проверок, ревизий и различных исследований. Необоснованное продление срока приводит к подмене стадии возбуждения дела и предварительного расследования, что недопустимо. Если сроки проверки истекли, но признаки преступления не выявлены, то дело должно быть возбуждено на основании наличия вероятных данных. Несвоевременно принятое решение по вопросу возбуждения дела приводит к сокрытию преступного действия от учета.
  • Следователь или дознаватель имеет право отказаться от принятия дела к своему производству лишь в случае, если речь идет о частном обвинении.
  • Заявления подаются в суд, но это не значит, что заявитель не имеет права обратиться в полицию. Дело в том, что заявитель или его представитель могут неверно определить квалификацию преступления. В свою очередь следователь или дознаватель не принимает дело к своему производству, а направляет в органы мирового судейства.

Наличие огромного количества информации в ст. 144 является причиной того, что к ней регулярно появляются новые комментарии. В частности, на этом сказывается редакция самой статьи и смежных норм.

Юридическая практика

Положения рассматриваемой статьи применимы ко всем случаям. Таким образом существует масса примеров применения данной нормы на практике. Вот лишь некоторые из них:

  1. 15.03.2017 следователь Н. зарегистрировал заявление о совершении хищения с крупного склада бытовой техники. Суть дела заключалась в том, что имелись следы проникновения в него и вывоза товара. Представители потерпевшей стороны не смогли точно сказать: было ли что-то похищено без проведения ревизии или нет. Таким образом срок принятия решения был продлен до 10 суток.
  2. 19.04.2017 дознаватель И. принял заявление, в котором сообщалось о нанесении гражданину М. телесных повреждений в результате драки. После проведения проверки было установлено, что повреждения имеют легкую степень тяжести. Таким образом дело относится к сектору частных обвинений.
  3. 08.11.2017 в одной из газет было сообщено об умышленном поджоге строения, расположенного на дачном участке. Сотрудник полиции К. составил рапорт, который стал основанием для проведения проверки и последующего возбуждения дела.

Чаще всего поводом становится заявление. Такие сообщения проверяются максимально тщательно.

Какие решения могут быть приняты?

Существует несколько возможных вариантов:

  • возбуждается дело;
  • формируется отказ в возбуждении по причине отсутствия признаков противоправного действия;
  • заявление и наработанные материалы перенаправляются в орган с соответствующей подследственностью;
  • продляется срок принятия решения по заявлению сроком от 3 до 30 дней.

Согласно статистике, наиболее распространенным является первый вариант.

Почему решение по сообщению должно быть принято в кратчайшие сроки?

Законодатель не зря установил срок 72 часа. Если его продлять, то преступник успеет «замести следы» или совершит запланированное.

Практика продления сроков проверки не приветствуется. Регулярное продление сроков может стать предметом интереса контролирующих органов к представителю органов уголовного преследования.

Ссылка на основную публикацию
Срок камеральной проверки по налогу на имущество
На камералку налоговикам отводится максимум 3 месяца со дня, следующего за днем представления деклараци Этот срок не может быть продлен...
Справка с места работы для опеки образец
Документ под названием «Справка с места работы» может понадобиться в самых разных случаях. Очень часто он нужен работнику для предъявления...
Справка форма 2 для военкомата
ГАРАНТ: См. данную форму в редакторе MS-Word Приложение N 2к Перечню (п. 3) * Справка регистрируется в журнале учета служебных...
Срок назначения судебного заседания в арбитражном суде
1. Арбитражный суд первой инстанции после принятия заявления к производству выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает...
Adblock detector