Требования к квалификации главного врача учреждения здравоохранения

Требования к квалификации главного врача учреждения здравоохранения

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — "Общие положения"; II — "Должности руководителей"; III — "Должности специалистов"; IV — "Должности младшего медицинского персонала"; V — "Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях".

2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС (далее — квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности "врач-терапевт" соответствует врачебной специальности "терапия".

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.

Наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

3. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, "заместитель главного врача по медицинской части", "заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом" и др.

Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, "заведующий хирургическим отделением — врач-хирург".

4. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

В разделе "Должностные обязанности" установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе "Требования к квалификации", приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.

5. Должностное наименование "старший" устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

6. Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.

Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

7. В медицинских организациях наименование должностей: "акушерка", "медицинская сестра", "санитарка", "фасовщица", замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно: "акушер", "медицинский брат (медбрат)", "санитар", "фасовщик".

Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала

Вопрос:
Приказ Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 г. N 541н утверждает квалификационные требования к должности руководителя медицинской организации. Насколько генеральный директор должен иметь помимо указанного данном приказе образования подготовку по менеджменту в здравоохранении, если кроме административно-финансовых вопросов не участвует в деятельности клиники. В организации имеется главный врач соответствующий своим требованиям для этой должности. А также насколько стаж работы 5 лет также является единственно возможным, как же быть тем директорам, которые занимали эту должность раньше, чем был принят вышеуказанный приказ?

Читайте также:  Причины списания карнизов для штор

Этот ответ читали 6099 посетителей сайта.

Данный вопрос относится к следующим темам:

Другие темы

  • Лицензирование фармацевтической деятельности
  • Контроль качества и сертификация
  • Ценообразование
  • Налогообложение
  • Организация работы фармацевтических предприятий
  • Работники фармацевтических предприятий
  • Оборот наркотических, сильнодействующих, ядовитых, психотропных веществ
  • Лицензирование медицинской деятельности
  • Организация работы медицинских предприятий
  • Медицинские работники
  • Оборот БАД
  • Оборот спиртосодержащей продукции

Вопрос: На сайте Росздравнадзора размещены Перечни объектов федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, отнесенных к различным категориям риска. В приложении № 2 есть только три наших розничных подразделения, остальные 30 подразделений не указаны ни в одном из трех приложений. К какой категории риска отнесены остальные подразделения?

Вопрос относится к теме:

Вопрос: Просим Вас дать разъяснения на поставленные нами вопросы по теме маркировка. 1. Этап приёмки товара. В данный момент мы принимаем (оприходуем) товар в программе автоматически — загружаем накладную(товар получен) и данный товар первостольники могут реализовать. Как технически это будет происходить в дальнейшем? Ведь, насколько мы понимаем, пришедший товар надо еще и отсканировать сканером для чтения QR-кодов. Или у нас совсем неверное представление об этом? 2. Этап реализации. Фармацевт сканирует штрих-код товара и происходит списание со склада. Наша аптека не передаёт данные через ОФД, т.к наш район находится в зоне нестабильного интернета. В этой связи мы должны будем один раз передавать информацию о реализованных товарах через личный кабинет на сайте "Честный знак" Вопрос каким образом? Вносить вручную или выгружать из программы? Как технически это будет происходить, подскажите? 3.Если наше понимание о предстоящей маркировке неверные, просим дать пояснения, каким образом будет проходить данный процесс. Так же нас интересует, какие действия требуются от нас? На сайте честный знак мы зарегистрировались и получили доступ к личному кабинету.

Вопрос относится к теме:

Вопрос: При приемке в аптеке медицинских изделий проверяем наличие маркировки на упаковке, изделии или в инструкции номера и даты Регистрационного удостоверения МИ. Иногда производителем номер указывается, но отсутствует дата РУ. В ответ на нашу претензию поставщики отвечают, что требований к маркировке МИ в части номера и даты РУ не содержат. Что тогда обозначает требование в Постановлении Правительства № 55 о том, что МИ для розничной продажи должны содержать сведения о номере и дате РУ для полноты информирования покупателя?

Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

На практике не редко возникает вопрос: должен ли единоличный исполнительный орган и фактический руководитель медицинской организации иметь медицинское образование и профессионально разбираться в вопросах основной деятельности клиники или же ему достаточно быть способным администратором и разбираться непрофильных областях. Обратимся к законодательству и практике его применения.

Трудовой кодекс РФ и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ не содержит специальных квалификационных требований к должности «руководитель медицинской организации».

Данные требования содержаться в подзаконных нормативных актах, регулирующих квалификационные характеристики должностей, таких как:

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г.;

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г.

Перечень должностей, составляющих «Должности руководителей» раскрывается в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г. Согласно этому документу «Должности руководителей» включены в п.1.1 раздела I «Медицинские работники».Из чего можно сделать вывод, что должности руководителей могут занимать только медицинские работники.

Итак, раздел I «Медицинские работники», подраздел 1.1. «Должности руководителей»:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач — специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

В примечании к номенклатуре должностей сделана важная оговорка в отношении 3-х должностей из 6-ти выше перечисленных, а именно, в отношении:

«главного врача (начальника) медицинской организации»,

«заместителя руководителя (начальника) медицинской организации»,

«заведующего (главного врача, начальника) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации».

Примечание к документу говорит о том, что перечисленные выше 3 должности относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

В отношении оставшихся 3-х должностей, в том числе должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» такой оговорки нет.

Читайте также:  Взять телефон в кредит в мегафоне

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г. в разделе II «Должности руководителей» не говорит об обязательном наличии медицинского образования в отношении должности:

Руководитель (главный врач, директор, начальник) федеральных бюджетных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Директора больницы (дома) сестринского ухода и хосписа.

Работник на должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» может, как иметь, так и не иметь медицинское образование, но в любом случае обязан иметь сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и стаж работы на руководящих должностях.

Приведем выдержки из нормативных документов.

Применительно к должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» предъявляются следующие квалификационные требования:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Для президента медицинской организации стаж работы в медицинских организациях не менее 25 лет.

Применительно к должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» предъявляются следующие требования к квалификации:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Сестринское дело», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью», стаж работы в медицинских организациях не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела», стаж работы в медицинских организациях не менее 10 лет».

В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 г. со ссылкой на ТК РФ названы два случая, при наличии которых требования профессиональных стандартов обязательны:

если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ);

если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Законодательство о лицензировании медицинской деятельности устанавливает требования к уровню образования руководителя медицинской организации (подп. в, г п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 г.).

Так, у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, должно быть:

высшее медицинское образование;

послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения;

сертификат специалиста;

а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Соответствие данным требованиям должно иметь документальное подтверждение.

Обращает на себя внимание и порождает конфликты на практике фраза «ответственных за осуществление медицинской деятельности».

Как видно из приведенных нормативных актов, существует коллизия между Единым квалификационным справочником, Номенклатурой должностей в сфере здравоохранения и Положением о лицензировании медицинской деятельности. В связи с этим, вызывает интерес оценка указанной коллизии судами.

Правоприменительная практика арбитражных судов.

Обнаруженная нами правоприменительная практика арбитражных судов свидетельствует о том, что контролирующие органы, как правило, отсутствие у руководителя медицинского образования всегда оценивают как нарушение лицензионных требований. К нарушителю применяется штраф по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражные суды, рассматривая вопрос обоснованности применения штрафных санкций, в большинстве случаев, подтверждают правильность выводов контролирующих органов, и реже встают на сторону медицинской организации.

Ниже приведем примеры судебных решений: в первом случае суды рассматривали ситуацию, когда у руководителя есть медицинское образование, но нет сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье и стажа работы в медицинских организациях; во втором случае – нет медицинского образования.

Примеры судебных решений.

Решение Арбитражного суда Орловской области от 22 апреля 2016 г. по делу № А48-1595/2016.

«…документы, подтверждающие наличие у руководителя медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», не представлены, что свидетельствует о неисполнении… требования пп.в п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности …»».

Постановление Верховного Суда РФ от 27.10.2014 г. № 302-КГ14-2669 по делу № А33-11226/2013.

«…на момент проведения проверки Министерством здравоохранения Красноярского края в нарушение вышеизложенных лицензионных требований должность главного врача общества занимал Лукашевский Николай Геннадьевич, назначенный приказом № 2а от 1 июня 2009 года, окончивший Красноярский государственный медицинский институт по специальности стоматология в 1986 году, прошедший интернатуру с 1 августа 1986 года по 30 июня 1987 года по специальности стоматология хирургическая, имеющий сертификат специалиста по специальности стоматология ортопедическая, который не имеет профессиональной подготовки по специальности организация здравоохранения и общественное здоровье».

Читайте также:  Налоговый кодекс статья 149 пункт 2

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2015 г. по делу № А40-180007/2013

«…в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения у руководителя — генерального директора Соколова В.Л. (приказ от 05.09.2012 № 08-к) отсутствует высшее медицинское образование, у заместителя генерального директора по лечебной работе Рябовой О.И. (приказ от 16.09.2012 № 09/К, трудовой договор от 16.09.2012) отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье.

Суд Кассационной инстанции считает правомерным назначение обществу административного штрафа в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КОАП РФ.

Ссылки общества на получение лицензии на законном основании и по требованиям законодательства на дату ее получения, не оказывают влияния на правомерность привлечения к административной ответственности. Обстоятельства получения лицензии не подлежат установлению в рамках настоящего спора. Судами установлено, что на момент проведения проверки, обществом осуществлялась деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»».

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2015 г. по делу № Ф03-213/2015.

«В результате проверки установлено, что директор общества, являющегося медицинской организацией, не имеет высшего медицинского образования и сертификата специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью».

Постановление Одинадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2014 г. по делу № А55-24619/2013

«Из материалов дела видно, что на момент проверки руководство ООО "ЛОТОС" осуществляла генеральный директор Бормотова О.А…., имеющая диплом о высшем образовании по квалификации "менеджер" по специальности "сестринское дело", полученный 15 июня 2010 года, и стаж работы по специальности менее 5 лет.

Из представленных… документов усматривается, что Бормотова О.А. занимает должность директора, в ее обязанности входит непосредственное осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельности общества по оказанию медицинских услуг населению, с решением вопросов, требующих специальных познаний в медицинской сфере.

Довод общества о возможности несоответствия его действующего единоличного исполнительного органа предъявляемым к должности требованиям суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривает каких-либо изъятий из требований к руководителю медицинской организации, являющемуся в данном случае специальным субъектом, вне зависимости от решений иных органов, в том числе его личных, как единоличного исполнительного органа общества.

Представленные обществом должностная инструкция заместителя директора ООО "ЛОТОС" по медицинской части, положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности ООО "ЛОТОС", приказ от 21 января 2013 года № 1/21-01-13 "О порядке внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "ЛОТОС" являются внутренними актами организации, которые не освобождают субъектов медицинской деятельности от соблюдения требований законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности».

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А03-13309/2014.

«руководитель медицинской организации — Грицай О.В. не имеет высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"….

…лицензионными требованиями в регулируемой сфере деятельности является наличие у руководителя медицинской организации… ответственных за осуществление медицинской деятельности… высшего медицинского образования…, и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

Квалифицирующим признаком при применении названной нормы права является факт возложения на соответствующее должностное лицо (руководителя, заместителей руководителя, руководителя структурного подразделения) ответственности за осуществление медицинской деятельности.

Вместе с тем, из представленных Обществом документов следует, что Грицай О.В. не отвечает за осуществление медицинской деятельности, в Обществе имеется два руководителя: директор и начальник медицинской службы, приказом от 09.01.2013 N 3-1 распределены должностные обязанности, входящие в компетенцию начальника медицинской службы и директора. При этом, именно в должностные обязанности начальника медицинской службы входят обязанности, связанные с осуществлением медицинской деятельности, что подтверждается также и утвержденной в Обществе инструкцией начальника медицинской службы.

В обязанности директора Грицай О.В. входит исключительно организация и оперативное руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью. Все лица, занимающие (или занимавшие ранее) должность начальника медицинской службы имеют высшее медицинское образование, необходимые квалификацию, стаж работы и т.д.

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованном вменении Управлением в вину Общества указанного нарушения».

Ссылка на основную публикацию
Территория вселения по программе переселения
Госпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей» направлена на совершенствование миграционной...
Сумма задолженности по налогам физических лиц
Проверка и оплата налогов по ИНН или по квитанции по Индексу документа Нажимая проверить вы даете согласие на использование персональных...
Сумма мат капитала в 2018 за второго
Получить документ на материнский (семейный) капитал (МК) могут семьи, после 1 января 2007 г родившие, удочерившие, усыновившие второго, третьего и...
Тест днк на отцовство через суд
В наши дни добровольное установление отцовства не всегда имеет место, поэтому если при рождении ребёнка отец или мать отказываются устанавливать...
Adblock detector