Требования к участникам закупки должны быть установлены

Требования к участникам закупки должны быть установлены

Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Участник закупки может иметь различные регистрационные данные — организационно-правовую форму, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве, на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) или же в офшорных зонах.

Для того чтобы вышеуказанные лица смогли принять участие в закупках, они обязаны соблюдать требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона № 127 от 26.10.2002), а также не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверить участника закупки на банкротство можно на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25 % от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения необходимо также подтвердить декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью по статьям 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя также не должно быть административных наказаний в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участник ранее был судим за данные правонарушения, но при этом судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик имеет полное право принимать участие в закупке.
  5. Лицо, принимающие участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (Приказ Минфина РФ № 108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. В требованиях не должно быть прочих ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом № 504 от 31.12.2017).

Этим параметрам должен соответствовать любой участник закупки — это 44-ФЗ устанавливает однозначно.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44, заказчик также вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Читайте также:  Учет переработки рабочего времени

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в сфере закупок.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона № 223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (Письмо ФАС № СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

При этом многие учреждения злоупотребляют своими полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования — такие, как связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Также некоторые заказчики требуют особые условия для формы и содержания заявки, обозначают наличие выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходом из данной ситуации может быть разработка типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

Читайте также:  Характеристика договора займа и кредитного договора

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Федеральный закон 223-ФЗ от 18 июля 2011 года “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует проведение закупок организациями, имеющими повышенный контроль со стороны государства в связи с государственным участием в них либо спецификой их деятельности.

Требования к участникам закупок

Перечень участников закупок определен в части 5 статьи 3 вышеуказанного закона, на основании которой участниками могут стать любые юридические лица любой организационно-правовой формы и собственности вне зависимости от места нахождения организации и места происхождения, а также участниками закупки могут стать физические лица и индивидуальные предприниматели.

Федеральный закон 223 сам не содержит конкретных требований к участникам закупок, но устанавливает, что подобные требования должны быть установлены в Положениях о закупке заказчиков и документации о торгах.

Не разрешается становиться участником закупки самому организатору, заказчику и их работникам.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Существует ряд обязательных требований, которым должен соответствовать любой участник закупок.

Требование Подтверждающий документ
Наличие полномочий на заключение договора Приказ о назначении руководителя либо доверенность на право заключения договора
Официальная регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя Свидетельство о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет
Наличие лицензии или разрешения при производстве некоторых определенных законом работ Лицензия, разрешение
Компания не должна находиться в стадии ликвидации и банкротства Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
Отсутствие задолженности по налогам и сборам и другим обязательным платежам Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам, бухгалтерская отчетность
Отсутствие статуса оффшорной компании Налоговая декларация
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков Подтверждение данного факта документально со стороны участника не нужно, проверку будет проводить заказчик при анализе документов участника

Все документы должны предоставляться в надлежащим образом в заверенных копиях, а выписка и справка – в оригиналах.

Также существует ряд дополнительных требований, предъявление которых к участникам может быть включено в Положение о закупке или документацию о торгах.

Требование к участнику Подтверждающие документы
Опыт участия в закупочных процедурах Прежние договоры на осуществление закупок и акты приема-сдачи оказанных работ, услуг
Наличие необходимых материально-производственных ресурсов Паспорта транспортных средств, свидетельства о собственности, договоры аренды материально-производственных ресурсов
Наличие необходимых трудовых ресурсов Трудовые договоры о заключении трудовых правоотношений с работником на срок не менее 1 года, документы о наличии необходимого образования (дипломы, сертификаты, свидетельства), трудовые книжки работников
Наличие финансовых ресурсов для осуществления договора Банковская гарантия, выписка по счету, иные финансовые документы, подтверждающие наличие денежных средств
Прохождение предквалификационного отбора Подтверждение данного факта документально не нужно, списки прошедших предквалификационный отбор будут у самого заказчика
Наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательства Выписка из реестра субъектов малого или среднего предпринимательства
Наличие прав на объекты интеллектуальной собственности Документы, подтверждающие права на объекты интеллектуальной собственности

Также в каждой конкретной закупке могут быть предъявлены дополнительные требования, отраженные в Положении о закупке и документации по проведению торгов, например, определенный процент взятого в аренду оборудования.

Соответствие участника предъявляемым заказчиком требованиям позволяет минимизировать риски некачественного и несвоевременного выполнения договора, а также срыва закупки товаров, работ или услуг отдельными видами юридических лиц.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Согласно ч. 2 ст. 31 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов в случаях установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 (далее – Постановление №99) заказчики обязаны устанавливать дополнительные требования к участникам закупок. В свою очередь участники закупок обязаны предоставлять документы подтверждающие согласно Постановления №99 их соответствие дополнительным требованиям. Если извещение о закупке с дополнительными требованиями будет объявлено до 01.07.2019г., участники закупки должны включить соответствующие документы в состав своей заявки. Если же извещение о такой закупке размещено будет после 01.07.2019г., участники закупок, аккредитованные на электронной площадке, должны заблаговременно направить документы, подтверждающие их соответствие дополнительным требованиям оператору электронной площадки (ч. 12 ст. 24.2 Закона №44-ФЗ). При этом участник закупки направляет такие документы в отношении каждого вида товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования.

Читайте также:  Опоздал на работу на 2 часа

Минфин России разместил проект (ID проекта 01/01/06-19/00091835) постановления Правительства РФ «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки в целях обеспечения доступа к участию в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования и внесении изменений в Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (далее – Порядок) доступный по ссылке.

Порядок содержит подробный перечень документов, направляемых участником закупки оператору электронной площадки:

а) уникальный номер реестровой записи, присвоенный участнику закупки при регистрации в ЕИС;

б) наименование, фирменное наименование (при наличии) (если участником закупки является юридическое лицо), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель);

в) идентификационный номер налогоплательщика участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника закупки (для иностранного лица);

г) номер позиции приложения № 1 или приложения № 2 к Постановлению №99;

д) копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением №99;

е) стоимость исполненного контракта (договора), представленного в составе документов. При этом участник закупки обеспечивает идентичность такой стоимости, с информацией, представленной в сканированной копии документов.

В соответствии с ч. 13 ст. 24.2. Закона №44-ФЗ оператор электронной площадке должен рассмотреть представленные участниками закупок документы в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения и принять одно из следующих решений:

1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;

2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона №44-ФЗ;

б) нарушения Порядка при направлении таких документов (или их копий).

Согласно пункта 5 Порядка оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения. Участник закупки после устранения оснований для принятия решения об отказе в размещении вправе вновь направить документы.

Согласно ч. 8.2 ст. 66 Закона №44-ФЗ документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, не включаются в состав второй части заявки, а направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Комиссия по закупкам на основании представленных документов должна принять решение о соответствии участника закупки дополнительным требованиям. В случае несоответствия участник закупки признается несоответствующим дополнительным требованиям на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона №44-ФЗ.

Таким образом, несмотря на то, что оператор электронной площадки осуществляет рассмотрение документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, комиссия по закупкам должна провести повторную проверку. При этом комиссии по закупкам ни в коем случае не стоит полагаться на то, что оператор электронной площадки проверил документы участника закупки, поскольку речь идет лишь о соответствии перечню требуемых согласно Постановления №99 документов. А вот проверка соответствия участника закупки дополнительным требованиям останется в компетенции комиссии по закупкам.

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
25 июн. 2019 г.

Ссылка на основную публикацию
Требования к составлению завещания
Перед составлением завещания нотариус обязан побеседовать с завещателем для выяснения его истинной воли. Это обстоятельство особенно важно при удостоверении завещания...
Территория вселения по программе переселения
Госпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей» направлена на совершенствование миграционной...
Тест днк на отцовство через суд
В наши дни добровольное установление отцовства не всегда имеет место, поэтому если при рождении ребёнка отец или мать отказываются устанавливать...
Требования к товарам используемым при выполнении работ
Elnur_ / Depositphotos.com Заказчик на основании проектной документации, прошедшей в установленном порядке государственную экспертизу, установил в документации об аукционе, также...
Adblock detector