Уровень квалификации 6 что это значит

Уровень квалификации 6 что это значит

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
"Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации".

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Читайте также:  Ввод в эксплуатацию котельной в ростехнадзор

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Дополнительные профессиональные программы

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 13 июня 2013 г. N 125

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» разработан ИПБР, одобрен Министерством Финансов, утверждён Минсоцзащиты РФ и реализуется учебным центром КФ «Интеллект».

Стандарт вступил в силу 7 февраля 2015 года. 1 июля 2016 года вступили в силу изменения ТК РФ, обязывающие работодателей применять профстандарты в части требований к квалификации сотрудников.

Если проще: теперь, чтобы выполнять определенную функцию, бухгалтер должен иметь документ, подтверждающий его квалификацию, его способность выполнять эту функцию.

Для бухгалтеров определено 2 уровня квалификации — 5-й (Бухгалтер) и 6-й (Главный бухгалтер).

Подробнее об уровнях квалификации

5 уровень квалификации подразумевает, что бухгалтер самостоятельно принимает большинство решений по поставленным перед ним задачам и несет за них ответственность. 6 уровень квалификации подразумевает, что сотрудник не просто принимает решения по задачам, но и определяет последние.

Уровень квалификации / обобщенный функционал

Требования к стажу и образованию

5 уровень — бухгалтер / ведение бухгалтерского учета

  1. Работа с бухгалтерской «первичкой» (прием, проверка входящих первичных документов, формирование исходящей «первички»).
  2. Внесение данных по обработанной документации по регистрам в учетную базу организации.
  3. Свод, контроль и закрытие данных по регистрам своего участка (или участков).

6 уровень — главный бухгалтер / составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта

  1. Ведение бухгалтерского учета и подготовка бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Налоговый учет и подготовка налоговой отчетности.
  3. Организация системы внутреннего контроля.
  4. Проведение процедуры консолидации и формирование сводной отчетности.
  5. Анализ финансовой деятельности и управление денежными потоками.

Пояснения по 5 уровню квалификации

Требования к стажу и образованию не являются жёсткими. По сути, работодатель вправе по собственному усмотрению, принять в штат бухгалтера без опыта работы.

Пояснения по 6 уровню квалификации

Квалификационные требования профстандарта к главному бухгалтеру следует разделить на 2 категории:

  • требования к главбуху, работающему в организациях, специально не перечисленных в Законе,
  • требования к главбуху согласно ч. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ (т.е. к сотруднику АО, паевого, инвестиционного, пенсионного фонда, госучреждения и т.п.).
Читайте также:  Что делать если купил просрочку в пятерочке

Отметим, что должностная инструкция главного бухгалтера может включать обязанности, не перечисленные нами в приведенной таблице. К примеру, на главбуха может быть возложена функция ведения кадрового учета, если в структуре организации нет отдела кадров.

Относительно главного бухгалтера в профстандарте зафиксированы некоторые специальные требования, как то:

  • владение ПК и знание специальных компьютерных программ,
  • знание методов анализа,
  • умение руководить людьми и пр.

Спорные моменты 6 уровня квалификации

Профстандарт содержит понятие «финансовая отчетность», включающее налоговую отчетность. Однако данное объединение является спорным по смыслу, так как суть налоговой отчетности, которая формируется и сдается в налоговый орган, и финансовой отчетности, формируемой для заинтересованных пользователей, не идентична. Соответственно, составление данных видов отчетности — две разные задачи, две отдельные трудовые функции.

Профстандарт разделяет ведение учета и составление отчетности, хотя 6 статья закона № 402-ФЗ указывает, что ведение учета подразумевает и подготовку и сдачу отчетности.

Не вполне корректным является и формулировка относительно организации внутреннего контроля. По действующему законодательству, внутренний контроль осуществляется только организациями, подлежащими обязательному аудиту. Очевидно, что данная функция не может распространяться на всех главных бухгалтеров по той простой причине, что далеко не все организации обязаны проходить аудиторские проверки.

Указанные противоречия дают основания полагать, что профстандарт образца 2016 года будет корректироваться и изменяться.

Как подтвердить квалификацию?

Соответствие квалификационным требованиям 5 и 6 уровня должно быть подтверждено документально. Если квалификация не соответствует выполняемым функциям, сотруднику необходимо пройти курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

ИПБ России, являясь экспертным сообществом и разработчиком профстандарта, подтверждает соответствие квалификации бухгалтеров двум уровням профессионального стандарта: 5-му и 6-му. Аттестат ИПБ России — статусный документ, дающий полное основание для работы на высокой должности.

  • 5 уровень квалификации подтверждается аттестатом бухгалтера, который выдается по обобщенной трудовой функции «Ведение бухгалтерского учета».
  • 6 уровень квалификации подтверждается аттестатом ИПБР по трудовой функции «Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Аттестаты ИПБ России выдаются по одной из двух специализаций: бухгалтерский учет в коммерческих организациях и бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях.

Аттестат главного бухгалтера при любой специализации может быть дополнен приложениями, которые позволят расширить трудовые функции. Получив одно или несколько приложений к аттестату, главный бухгалтер сможет:

  • составлять консолидированную финансовую отчетность,
  • осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности,
  • вести налоговый учет,
  • проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками

Обучение в КФ «Интеллект» по программам ИПБ России — возможность подтвердить свой уровень квалификации аттестатом, выданным разработчиком профстандарта.

Анализ уровней квалификации

Описание уровня квалификации включает в себя такие характеристики, как:

  • полномочия и ответственность;
  • характер умений;
  • характер знаний.

Кроме того, указываются основные способы достижения требуемой квалификации:

  • инструктаж;
  • образование определенного уровня по основным образовательным программам;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • практический опыт.

Рассмотрим уровни квалификации подробнее:

  • 1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.
  • 2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.
  • 4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.
  • 6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.
  • 7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.
  • 8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.

Изменение трудового законодательства в 2016 году в области профстандартов

Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности.

Читайте также:  Что делать если родители бьют и унижают

ВАЖНО! С 01.07.2016 они обязательны, если данные требования будут установлены ТК РФ или иными нормативными актами (ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на должности, нахождение на которых не связано с получением льгот или наличием ограничений, а также требования к которым прямо не установлены законом. Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена до 01.01.2020.

Согласно положениям ст. 195.3 ТК РФ в случаях, когда профстандарты (в том числе характеристики квалификации) необязательны к применению, они берутся работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых теми трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 № 25 обычным организациям, союзам работодателей, СРО дано необычное правомочие — возможность самостоятельно разрабатывать проекты профстандартов.

Кроме того, с 01.01.2017 работодатель, если посчитает необходимым (при условии надлежащего оформления, согласно ст. 196 ТК РФ), за свой счет может направить работника на независимую оценку квалификации. Такой вариант установления квалификационного уровня работника предусмотрен новым ФЗ от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Должности с обязательными квалификационными требованиями

Можно сформировать примерный перечень работников, требования к квалификации которых установлены законом, а значит, должны быть обязательно включены в профстандарт и соблюдаться:

  • педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
  • медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
  • летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
  • адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
  • аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
  • государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);
  • муниципальные и государственные служащие (например, ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).

Практическое применение уровней квалификации

Очевидно, что в силу своей правовой сущности уровни квалификации могут использоваться исключительно с целью разработки профессиональных стандартов.

Использованные же в профстандарте конкретные требования к уровню квалификации способны серьезно повлиять на кадровую политику и судьбу конкретного работника.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.

Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Последний может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности разными способами, как то: инструктаж и тестирование кандидатов на вакантные должности, аттестация и повышение квалификации действующих сотрудников и др.

Таким образом, уровни квалификации — особый документ, предназначенный для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования, внесенные в действующий профстандарт, становятся обязательными. Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников — задача работодателей, которая может решаться, в том числе, с использованием независимой оценки квалификации работников.

Ссылка на основную публикацию
Узнать номер паспорта по инн физического лица
Сведения о физическом лицепо паспортным данным гражданина Российской Федерации Проверка ИНН по паспорту так же доступна средствами API.По вопросам подключения...
Уведомления для родителей о неуспеваемости
Для дошкольников и учеников 1-11 классов 16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р. Доводим до вашего сведения, что ваш сын ____________ по...
Увеличение доли уставного капитала ооо
• Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация Сайт используетгоссервисы: Необходимая при заполнении форм информация: Из данной статьи Вы узнаете, как...
Узнать о жалобе в управлении фнс
AllaSerebrina / Depositphotos.com Об усовершенствовании сервиса сегодня сообщила ФНС России на своем официальном сайте. Доработка касается появления дополнительной возможности с...
Adblock detector