Закон о профстандарте педагога

Закон о профстандарте педагога

Статьи по теме

Переход на профессиональный стандарт педагога составлен с учетом актуальных задач и призван помочь:

  • сформировать четкий образ современного учителя, соответствующий целевым ориентирам образовательной сферы;
  • определить точные критерии отбора преподавательских кадров;
  • обеспечить должный уровень информированности педработников о предъявляемых квалификационных требованиях;
  • разработать пути и методы целевого образования школьных учителей, в том числе посредством переподготовки;
  • создать оптимальные условия непрерывного профессионального развития специалистов.

Главной задачей школы остается повышение уровня педагогических знаний и навыков воспитания детей. Чтобы обеспечить постоянный профессиональный рост, педагогам важно регулярно повышать квалификацию. Например, в Школе менеджера образования. Здесь собраны онлайн-курсы повышения квалификации на любую тему, которая затрагивает работу педагогов. Материалы курсов постоянно обновляются, что позволяет всегда быть в курсе изменений и новых подходов к обучению детей. Выбрать курс и забронировать место в учебной группе можно здесь.

Профессиональный стандарт учителя: нормативная база и трактовка

Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога — это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

Совершенствуйте компетенции в вопросах обучения и воспитания детей. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Здесь вы сможете подобрать курс, записаться и начать онлайн-занятия. Например, запишитесь на обучение по программе “Компетенции учителя русского языка”. По итогам обучения оформим для вас удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования:

  • педагога (учителя, воспитателя) — утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда РФ № 613н от 8.09.2013 г.);
  • педагога-психолога — утвержден приказом Минтруда РФ № 514н от 24.07.2015 г.;
  • специалиста в области воспитания (приказ Минтруда РФ № 10н от 10.01.2017 г.).

Что касается унифицированных требований, определяющих уровень квалификации и перечень компетенций педагог-психолога и специалиста в области воспитания, то сомнений в их содержании и порядке применения нет. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, скачать текст которого можно по ссылке в конце статьи, нуждается в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций. В соответствии с инициативой Общероссийского Профсоюза образования на государственном уровне планируется приостановление реализации проекта Профстандарта педагога до 1 сентября 2019 года, что обусловлено рядом причин:

  1. Необходимостью установления дифференциации владения учителями профессиональными компетенциями.
  2. Важностью оперативного установления соответствия между ФГОС высшего образования и требованиями профстандарта (на конец 2019 года имеются различия).
  3. Значимостью разработки траекторий развития для разных категорий педагогических работников, которые на момент внедрения правительственного проекта оказались в неравных условиях, что стало причиной снижения уровня мотивированности и стремления к успешной профреализации.

Однако представленная выше информация не означает, что плановую подготовку к реформированию кадровой работы следует отложить на длительное время. Напротив, ввиду значимости грядущих изменений руководителям образовательных организаций важно детально изучить проект профстандарта педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, чтобы к 1 января 2020 года (финальный срок реализации проекта, закрепленный в нормативной документации) опираться на перечень компетенций, представленных в стандарте, при приеме на работу в школу новых сотрудников.

Для повышения уровня компетентности действующего педагогического состава, разработайте план повышения квалификации педагогов. Академия Ресурсы образования создана специально для руководителя образовательной организации. В Академии вы сможете заранее спланировать обучение каждого сотрудника, выбрать подходящую программу обучения. Так вы заранее подготовите педагогов к введению профессиональных стандартов.

Стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в частности, прием на работу и карьерный рост. Главной особенностью нового профстандарта по сравнению с действующими нормами является возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей, дополнения внутренними стандартами, зависящими от специфики образовательной организации.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы Ваших педагогов рекомендуем

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, которые сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. По окончанию курса выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Структура и характеристики профстандарта педагогов 2019

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, скачать который в хорошем качестве можно одним кликом, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:

  1. Общие сведения о роде деятельности (дошкольное, начальное, основное общее или среднее общее образование), основная цель профактивности (оказание образовательных услуг), группа занятий, в которой представлена дифференциация педагогического персонала и вид экономической деятельности.
  2. Описание трудовых функций с учетом квалификационных уровней.
  3. Подробная характеристика трудовых функций и требований к квалификации, образованию и опыту учителя, воспитателя, преподавателя.
  4. Сведения об организации-разработчике документа.

Профессиональный стандарт педагога начальной школы, учителей-предметников характеризуется рядом отличительных особенностей, к числу которых следует отнести:

  1. Наличие списка профкомпетенций и требований к уровню квалификации граждан, занимающихся педагогической деятельностью профессионально.
  2. Возможность изменения и переработки отдельных пунктов документа с учетом региональных особенностей и специализации школы.
  3. Наличие дополнительных требований к учителям, преподающим математику и русский язык (предметы, успешная аттестация по которым является обязательным условием для успешного прохождения ЕГЭ).
  4. Закрепление дифференциации стандартов для учителей разного уровня квалификации.
  5. Отсутствие разграничения между профессиональными и личностными качествами работников сферы образования.
  6. Отказ от формального подхода в пользу личностного: при оценке показателей педагогической работы следует принимать во внимание индивидуальные особенности учителя, что гарантирует возможность успешного применения нестандартных (но эффективных!) педагогических методик.

Разработчики нового стандарта педагога уверены, что реализация проекта позволит создать оптимальные условия для непрерывного профессионального совершенствования учителей начальной и основной школы, поиску возможностей для улучшения показателей труда и саморазвития. Вместе с тем важно отметить факт значительного расширения компетенций, ожидаемых от педработников, что может обусловить возникновение ряда трудностей.

Читайте также:  Квалификация кражи из магазина

Профессиональный стандарт педагога 2019: компетенции учителей

Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что в условиях стремительно развивающегося общества и перехода на более высокую экономическую ступень обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций. В соответствии с проектом нормативного документа, развитие профессиональных навыков и умений современного педагога следует обеспечивать через осознанный подход к выполнению должностных обязанностей, внедрение в повседневную деятельность аналитического и творческого компонентов, что и отражено в таблице.

Компетенции учителей согласно профстандарту педагога РФ

Перечень компетенций
Педагог начальной школы, осуществляющий профессиональную деятельность по реализации программ начального общего образования
Трудовые действия, закрепленные в тексте профстандарта педагога 2019
  1. Проектирование учебно-воспитательного процесса с учетом требований ФГОС НОО и уровня развития первоклассников.
  2. Обеспечение последовательного перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством применения целевых педагогических приемов.
  3. Формирование у младших школьников предметных и метапредметных знаний и умений на уровне, гарантирующем возможность осмысленного изучения программного содержания средней школы, а также закрепление адекватной социальной позиции у обучающихся.
  4. Осуществление корректировки образовательного процесса с учетом возрастного, психоэмоционального и индивидуального факторов, а также с целью сохранения интереса к учебной деятельности.
  5. Осуществление объективного оценивания успехов и учебных возможностей младшеклассников, формирование высокого уровня мотивации и целеустремленности.
  6. Проведение с психологом профилактических действий, направленных на предупреждение сложностей в адаптации к условиям обучения в основной школе (реализуется с учениками четвертого класса).
  1. Формирование у школьников понимания значимости изучаемого предмета в общей картине мира, оптимальных способов овладения учебным материалом с учетом актуального образовательного контекста.
  2. Определение совместно с родителями, другими педагогами и специалистами школы траектории развития для каждого ученика (разработка индивидуального образовательного маршрута).
  3. Проектирование специальных видов учебной работы для детского контингента с особыми образовательными потребностями, одаренностью на основе типовых, авторских и собственных программных разработок.
  4. Формирование у детей навыков поликультурного общения.
  5. Организация учебной конкурсной деятельности — предметных олимпиад, конкурсов, проектной работы, образовательных игр.
Необходимые умения
  1. Оперативное реагирование на неформальные обращения детей, которые могут свидетельствовать о серьезных проблемах личностного характера.
  2. Ставить перед классом и учащимися различные учебные задачи и организовывать их решение (с обязательным сохранением предметного и надпредметного содержания), тем самым обеспечивая оптимальные условия для интеллектуального развития младших школьников.
  3. Систематически осуществлять корректировку индивидуальных образовательных маршрутов при взаимодействии с узкими специалистами, педагогами, родителями.
  1. Проводить учебные занятия с учетом психолого-педагогических, санитарных требований в соответствии с программным содержанием.
  2. Применять на уроках новаторские педагогические, информационные, проектные технологии, средства ИКТ и методы проблемного обучения.
  3. Своевременно выполнять разработку рабочей программ, обеспечивать реализацию поставленных учебных задач.
  4. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность, в т.ч. с использованием современных технологий (ведения электронных журналов).
  5. Владеть навыками работы с текстовыми редакторами, браузерами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием.
  6. Владеть методами аргументированной защиты своей позиции.
  7. Устанавливать контакты со всеми участниками образовательного процесса, применять технологии выявления, разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Необходимые знания Для успешного выполнения должностных обязанностей, последовательного профессионального роста учитель начальных классов должен знать актуальные методы обучения, воспитания и развития младших школьников, содержание ФГОС НОО, программное содержание преподаваемого образовательного кластера, основы дидактики. Также важно понимание региональных условий и особенностей ведения учебно-воспитательного процесса в конкретной школе. Другие характеристики От всех педагогов без исключения требуется соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование правилам профессиональной этики.

Помимо перечисленных компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года, скачать который можно в хорошем качестве, предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями работниками отрасли по трем уровням:

  1. Учитель — осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
  2. Старший учитель — улучшение широко распространенных педагогических методик, разработка передовых приемов работы, проектирование программ коррекционной деятельности для участников образовательного процесса.
  3. Заведующий учителями — курирование образовательной работы по вопросам внедрения инноваций, координация деятельности педагогов и узких специалистов.

Применение профессиональных стандартов в образовании

Грядущая реформа, обуславливающая необходимость оценивания профессиональных компетенций педработников, вызывает много сомнений ввиду масштабности возможных изменений. Внедрение профстандартов в образовании с 2019 года обязывает образовательные организации разработать механизмы перехода на новые требования, что вызывает некоторые сомнения ввиду отсутствия законодательного регулирования данного вопроса. Ведущие эксперты образовательной сферы пришли к выводу, что наиболее рациональным решением может стать уполномоченной рабочей группы, на которую будет возложен ряд значимых обязанностей:

  1. Разработка списка профстандартов для педколлектива конкретной школы с учетом регионального фактора, учета материально-технических, финансовых, кадровых возможностей.
  2. Приведение в соответствие с профстандартами педагогов приказов, должностных инструкций и других локальных актов, регламентирующих порядок выполнения должностных обязанностей.
  3. Проектирование методов и утверждение порядка проверки сотрудников на соответствие новым квалификационным нормам.
  4. Составление отчета по результатам реализованных мониторингово-коррекционных действий и передача его директору школы.

Закон о профессиональных стандартах педагога с 1 января 2019 года поможет этой священной профессии встать на путь развития и становления. Многие проблемы нужно решить, но главное, чтобы всё новое начало работать и приносить плоды.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В этой статье мы постараемся осветить следующие вопросы:

  1. Что такое профессиональные стандарты (далее П.С.)?
  2. Зачем он нужен учителю?

Цель стандарта для учителя:

  • структура;
  • требования к кандидату;
  • трудовые функции;
  • профессиональные стандарты: испытания;
  • адаптация к стандартам деятельности педагога;
  • проблемы реализации учителями.

Что это такое

С 1.01.2017 года в России начал работать новый профстандарт преподавателя. Этот документ позволит квалифицировать соответствующие категории педагогических работников. От квалификации будут зависеть также нормы оплаты труда.

Стандарт определяет необходимые знания и навыки, которыми педагоги должны обладать. Наши родители будут спокойнее за своих детей, т.к. согласно новым стандартам каждому ребёнку будет обеспечен индивидуальный подход и защита.

Не лишним будет рассказать о применении профстандартов.

Читайте также:  Купля продажа квартиры без посредников

Они используются:

  1. работодателями при формировании политики кадров и в руководстве персоналом;
  2. в организации обучения;
  3. при аттестации сотрудников;
  4. в разработке ДИ;
  5. при тарификации работ;
  6. в присвоении тарифных разрядов учителям и определении систем вознаграждения труда с учетом тонкостей производства, труда и управления;
  7. организациями в разработке основных проф образовательных программ и дополнительных профпрограмм;
  8. в разработке в определённом порядке федеральных гособразовательных стандартов профобразования.

Зачем нужен

Не каждый педагог работает по призванию, но каждый учитель и наставник должен уметь не только учить предмету непосредственно, но и учить ребёнка учиться. Учитель должен помочь ученику понять, что его будущее зависит от самообразования и его стремления познать мир.

Профстандарт 2019 — это документ, который охватывает невероятно широкую область образовательной деятельности и заключает в себе педагогическую работу в областях дошкольного и общего образования, в том числе его начальной, основной и средней ступени, также содержит чёткое описание знаний и навыков.

Времена меняются и меняются требования профессиональных стандартов, связанных с их регулярным обновлением в соответствии с сегодняшними требованиями рынка труда, потребителей конкретного вида услуг и образовательной среды.

Какая цель профессионального стандарта педагога с 1 января 2019 года для учителя

Можно выделить три основополагающих пункта касательно целей П.С.:

  • определение уровня квалификации педагогов;
  • интеллектуальная подготовка будущих учителей;
  • повышения интеллектуального уровня учителей.

Но чтобы ярко представить и понять главную цель новых правил, приведём пример выдержки профстандарта преподавателя математики и информатики. Среди профкомпетенций, которыми должен владеть преподаватель, восхищает следующее.

Учитель должен:

  • благоприятствовать формированию у учеников позитивных эмоций от математической деятельности. И дальше следует подробное описание свойств предмета, за счёт которых учитель должен содействовать мотивации и результативности каждого ученика.

Какая же причина таких отношений с предметом?

Хорошо, когда учитель замечательно владеет своим предметом и может передать знания детям, но этого ещё не совсем достаточно для того, чтобы любить предмет. Вероятно, дело, и, правда, в недостатке позитивных эмоций от математической деятельности на уроке?

Естественно, не хотелось бы, чтобы введение профстандартов превратилось в формальность, и привело к очередному очковтирательству.

Видео: Компетенция педагогического работника

Структура

Новые требования к профессионализму педагога включают:

  • универсальное образование (для обеспечение многофункциональности преподавательского состава);
  • знание (для повышения профуровня);
  • компетентность (осведомленность);
  • прогрессивность (желание развивается в разных направлениях).

Очень важно, что внешний вид и стиль учителя должен вызывать уважение.

С 2019 года П.С. имеет четкую структуру, состоящую из трех основных направлений:

Наибольшее количество вопросов вызывает раздел «развитие», который ставит педагога в ситуацию, когда вместе с узкопрофильными специалистами — логопедом, школьным психологом, ему необходимо выявлять и решать возникающие проблемы учеников, круг которых довольно широк.

Увеличение зарплат учителей влечёт за собой массовые сокращения школьных врачей, психологов, дефектологов. Такие суровые реалии осложняют ситуацию.

Госслужба в РФ, подробнее тут.

Требования к кандидату

Существуют строгие условия соответствия для педагога, зафиксированы в новых П.С.:

  1. обязательность высшего образования по педагогическому профилю (приветствуется также наличие высшего образования по профилю предмета, который преподаёт учитель, дополненного образования в области преподавательской деятельности);
  2. отсутствие факторов, которые могут быть противопоказанием к допуску к учительской работе (дети не должны подвергаться риску нанесения вреда их физическому или психологическому состоянию);

В то же время, данный нормативно-правовой акт не содержит требований к профессиональному опыту кандидата. Следовательно, на должность учителя может быть принят как работник с опытом в этой сфере, так и неопытный специалист, который не так давно окончил учебное заведение.

Трудовые функции

Стандарт, утвержден приказом Министерства труда № 544-н, содержит описание общих функций, которые принадлежат различным категориям специалистов — педагогов.

Такой специалист может занимать должность учителя или воспитателя и осуществлять образовательную работу в организации, предоставляющей услуги дошкольникам или услуги общего образования.

В любом случае, сотрудник должен иметь навыки осуществления таких функций:

  • обучение детей — воспитанников или учеников;
  • воспитательный труд с подопечными;
  • применение развивающих методик ;
  • реализация образовательных программ должного уровня обучения.

Профстандарт учителя 2019г. дает точное представление о требованиях, которым должен соответствовать соискатель такой позиции. Перечень может быть дополнен при наличии интереса со стороны обучающихся.

Тестирование

При тестировании в сорока трёх субъектах федерации удалось добиться отличных результатов по каждому пункту, о чём свидетельствовали улучшения всех показателей по выводам разработчиков. Это позволило чиновникам принять решение о введении новых стандартов уже с января 2019 г.

Не исключена возможность уточнения новых требований с учетом региональных, культурных и других особенностей, в зависимости от конкретного места их применения.

Планируется, что в будущем положения профстандарта будут применяться не только при урегулировании деятельности педагогов, а также при обучении и переобучении грядущих специалистов в образовательных учреждениях разного уровня.

Адаптация

Важнейшей задачей на сегодня является адаптация к новым стандартам деятельности педагога. Принципиально новым является то, что учителям отводится роль своеобразных социальных терапевтов, которые должны диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Компетентность дифференцируется на три уровня:

  1. обще пользовательская;
  2. общепедагогическая;
  3. предметно-педагогическая.

Особых трудностей для понимания и постепенной адаптации учителей к установленным требованиям не наблюдается. На самом деле, расширяются компетенции педагогического работника, который обладает навыками педагога, психолога, дефектолога, детского логопеда.

В общем, если хотите, «школьного врача», который умеет обращаться с проблемными детьми и находит подход к каждому учащемуся, тем самым увеличивая размер своей зарплаты.

Проблемы реализации

Наряду с положительными прогнозами, тестирование выявило серьезные проблемы:

  1. отсутствие благоприятных условий для выполнения новых требований;
  2. возросшие нагрузки;
  3. сложности с материально-техническим обеспечением школы: оснащение учебных классов и кабинетов с компьютерами, благополучия учащихся.

Закон об отпусках РФ 2019 года. Найдете по ссылке.

Будет ли индексация пенсий работающим пенсионерам в 2019 году, узнайте далее.

Насущные вопросы нужно решать большими усилиями, но ведь наши дети того стоят!

Фото: Документы

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Читайте также:  Расценки на услуги помощи с проблемными кредитами

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Для чего нужен профстандарт учителя?

    Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

    Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

    Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

    Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2019 г.?

    Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

    • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
    • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

    Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

    При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

    Не могут трудиться в роли педагогов лица:

    • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
    • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
    • признанные недееспособными;
    • имеющие определенные заболевания.

    Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

    Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

    Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

    Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2019 г.?

    Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

    Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

    Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

    Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

    Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?

    Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

    Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

    • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
    • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
    • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
    • специалист в области воспитания;
    • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
    • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

    Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?

    При разработке/ корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего привести в соответствие с профстандартом:

    • наименование должности сотрудника;
    • перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
    • содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.

    Типовой должностной инструкции педагога в настоящий момент на законодательном уровне не разработано. Для составления такого документа предлагаем воспользоваться рекомендациями из нашей статьи «Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту».

    Где можно скачать профстандарт педагога?

    Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

    «>

    Ссылка на основную публикацию
    Заказное письмо из шарапово дти что это
    Периодически граждане получают на свой адрес корреспонденцию с аббревиатурой Шарапово ДТИ. Что это такое на почтовом извещении – мало кто...
    Досрочный выход на пенсию у медработников
    Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 23 июня 2010 10:09 (20 июня-День медицинского работника)...
    Досрочный выход на работу из декретного отпуска
    Иногда возникают жизненные обстоятельства, заставляющие женщину возвращаться на службу раньше положенного срока. Досрочный выход из декретного отпуска имеет свои тонкости...
    Заказное письмо наложенным платежом
    Отправления с наложенным платежом – это отправления, при получении которых адресат обязан уплатить в пользу отправителя назначенную сумму. Отправлениями с...
    Adblock detector